Любимый камень императоров, или почему монументальные постройки Рима имеют слегка небрежный вид?

Атмосфера Италии уникальна. В этой стране древность и современность сплелись воедино. Античные постройки поражают воображение. Но, глядя на них, невольно отмечаешь один нюанс. Впечатляющие сооружения выглядят немного небрежно. И дело тут совсем не в безжалостном времени. 

 

Травертин – отец романской архитектуры

Особенно интересен древними постройками Рим с окрестностями. Здесь подавляющее большинство построек выполнено из незамысловатого известняка, самого настоящего любимца императоров. Там, где сегодня в отделке используется натуральный сланец, раньше применяли непримечательный камень из Тибура. Нетрудно заметить, насколько сильно изменилась архитектурная мода со времен Древнего Рима. 

Почему травертин? – возникает логичный вопрос. Все просто: он был доступным (добыча и транспортировка хорошо отлажены), достаточно легким в обработке и укладке. Кроме того, в прочности и устойчивости к внешним воздействиям камню из Тибура не откажешь, иначе не видать бы нам сегодня Колизея «со товарищи». 

Тибуртинус, который позднее стали называть травертином, не прижился в Греции, поскольку пористый материал не подходил для высекания эллинских статуй. А вот в Риме для строительства он подошел идеально. Неяркий, непримечательный, не имеющий выраженных декоративных свойств, как, например, индийский сланец, травертин стал отцом романской архитектуры. 

Не храмами едиными

Архитектура Древнего Рима во многом уникальна. Сегодня историческую ценность представляют не только знаменитые храмы и амфитеатры. Травертиновые городские ворота и мосты восхищают. Монументальные, хорошо детализованные, изготовленные практически вручную, они напоминают современным гостям Рима о тех временах, когда в обработке камня европейцам не было равных. 

Отдельно стоит отметить бани и акведуки. Травертин был практически единственным материалом для их строительства. Для отделки камень использовался в императорских постройках. Вот такой парадокс. Там, где сегодня бы положили эффектный африканский сланец, раньше использовали невзрачный известняк. Все дело в том, что травертин считался материалом престижным. Им восхищались Цезарь и Август. Подтверждение этого факта – легендарный театр Марчелло на 15000 мест, который начал строить один император, а завершил другой. 

Детали – не главное

Специфика обработки травертина обусловила уникальный образ романской архитектуры. Многие ее элементы вытачивались целиком, а не собирались из отдельных элементов. То же самое и с отделкой. Известняковые отделочные элементы были довольно крупными, с негладкой поверхностью. Когда в Италию пришла мода на глянец, стала использоваться наряду с другими материалами сланцевая плитка. Но в Древнем Риме такой камень не встречался.

Главной особенностью романской архитектуры стала монументальность. В фокусе была общая форма, а на мелкие детали внимание мало кто обращал. Вот и не было необходимости доводить поверхность колонн, ступеней, стен до идеала. 

В Риме также старые постройки часто разбирали для возведения новых. Естественно, демонтированная травертиновая отделка идеальной быть не могла. Да и любой другой камень от такого воздействия заметно пострадает. Современный прочный сланец норвежский и то не исключение. Что говорить об известняке, учитывая древние методы демонтажа.  

Возвращаясь к вопросу выбора материала, сказать можно лишь вот что. Будь то мрамор, травертин или сланец, натуральный камень практичен, эффектен. И у каждой эпохи был свой фаворит. 

Вопросы?Звоните!
Купить панно
Оставьте ваши данные и мы
перезвоним вам в близжайшее время

Ваша заявка принята